Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Muscle car (англ. «„мускулистый“ автомобиль»), или мускул кар — в узком смысле среднеразмерный заднеприводный автомобиль с V-образным восьмицилиндровым двигателем большой мощности с высоким крутящим моментом, который делает этот автомобиль пригодным к участию в уличных гонках. Маслкары выпускались в США преимущественно в период 1964—1973 годов, в Австралии в 1968—1976 годы и некоторых других странах.
К мускул карам не относятся: малолитражные автомобили, «Мустанги» и остальные автомобили класса «pony car» (исключение: GT-версии), класс «люкс», спорткары и хот-роды кустарного производства. Базовое определение
'Muscle-car («масл-кар»)' — появившийся в конце семидесятых годов прошлого века многозначный термин. В самом
широком его толковании, он обозначает вообще практически все
американские машины «золотого века» — периода, приблизительно
совпадающего с шестидесятыми годами прошлого века и самым началом
семидесятых. Бензин в США на тот момент был крайне дешевым (менее 1
рубля за литр), проблемам экологии особого значения не предавалось,
государственного регулирования в области безопасности и экономичности
транспортных средств не было. Мощность же всегда привлекала покупателей
автомобилей. С каждым годом автомобили становились все больше и больше
и снабжались все более и более мощными двигателями. Если в конце
пятидесятых средней мощностью полноразмерного (длиной 5,5 — 5,8 м)
седана было 250—300 л.с., то к концу десятилетия не были редкостью и
400—500 л.с.(например двигатели 426 HEMI, 440 Six Pack, ZL-1, L88)
причем эти двигатели в серийном порядке ставились не на спортивные
суперкары, а на вполне обычные, даже семейные автомобили. Автомобили
этой эпохи довольно часто можно видеть в американских фильмах. Они
отличаются на редкость простой, живучей и долговечной конструкцией,
отчего множество их в эксплуатации находятся и по сей день. Основное же
количество этих автомобилей были сданы в металлолом не из-за
физического устаревания, а вследствие нефтяных кризисов начала
семидесятых и восьмидесятых, когда бывшие когда-то символом
американского автопрома, богатства и мощи самой Америки «дорожные
крейсера» встали в очередь на свалку, вытесняемые в основном
экономичной и рациональной продукцией японского автопрома. Классические
представители: Ford Galaxie LTD, Plymouth Fury, Chevrolet Impala,
Chrysler 300, Imperial и т. д. История в США
Американское (класическое) определение muscle-car
Среднеразмерный (intermediate-sized или mid-size (по американским
меркам) до 5,4 метров) автомобиль, на который установлен двигатель
предназначенный для более крупного, «полноразмерного» (full-size)
автомобиля. Причем автомобиль пяти-шестиместный, то есть
предназначенный для ежедневной эксплуатации, обязательно недорогой и
доступный, так как «muscle-car» были в основном ориентированы на
молодых покупателей, которые не могли позволить себе более одной
машины. Как правило, это были переделанные заводом-изготовителем из
менее мощной серии или выполненный на базе ее агрегатов. Цитата из
«официального» источника — musclecarclub.com:
«Muscle car, коротко говоря, это среднеразмерный, направленный на
достижением максимальных скоростных характеристик автомобиль,
оснащенный большим двигателем V8, продаваемый по доступной цене.
Большинство из таких моделей были основаны на „обычных“ серийных
моделях. Сами эти модели в целом не считаются muscle cars, даже если
они в стандарте имели большой V8. Если существовала „заряженная“
версия, то только она имеет право на приставку „muscle car“, а не сама
модель».
Еще одна характерная черта muscle-car: отношение собственной массы автомобиля к мощности двигателя не более 6 кг на 1 л.с.
Предтечи muscle-cars
Появление muscle-cars было следствием долгого развития хот-роддинга
в Америке, основа которого изначально — желание получить за минимальные
деньги максимально быстрый автомобиль. Масл-кар — то же, но в
привлекательном кузове современного дизайна и пригодное для
повседневной эксплуатации. Большинством источников прародителем
muscl-cars считается — Pontiac Tempest GTO. Muscle-cars первого поколенияПервоначально маслкары просто переделывались заводским способом из
самых обычных автомобилей. Например, Pontiac GTO в первый год своего
выпуска был лишь одной из комплектаций Pontiac Tempest/GranPrix/Le
Mans. В комплектацию входили: 325-сильный V8 рабочим объемом около 6,4
литров (389 кубических дюймов), более жесткая подвеска,
четурехступенчатая механическая КПП взамен трехступенчатой АКПП,
внешний хромированный декор GTO, раздельные передние сидения, консоль,
тахометр, и т. д. Политика General Motors
того времени не предполагала установки таких мощных двигателей на
небольшую, по американским меркам, машину. Мощные двигатели были до
этого уделом огромных «полноразмерных» «дорожных крейсеров». Однако,
коммерческий успех смелого эксперимента «Понтиака», а в первую
очередь — топ-менеджера подразделения D.De Lorean’а, вызвал к жизни
целый класс небольших и дешевых, но очень мощных машин. На следующий
год GTO уже стал самостоятельной моделью. Вскоре, у конкурентов
появились такие автомобили, как Ford Fairlane GT, Ford Torino (на
агрегатах Fairlane), и т. д.
GTO имел неудовлетворительную аэродинамику, плохую управляемость,
барабанные тормоза, довольно небольшую максимальную скорость, — зато
разгонялся до 97 км/ч за 6,8 секунд. Поздние muscle-carsК концу шестидесятых muscle-cars обрели собственный характерный стиль.
Его чертами были: кузов «fastback» (седан с очень плавным или вообще
отсутствующим переходом от второго объема к третьему) или «fasttop» (с
продленной назад крышей округлой формы), боковина «coca-bottle» — по
форме напоминающая бутылку «кока-колы», агрессивная решетка радиатора
(часто глубоко утопленая в облицовку передка), интегрированые бампера,
минимум хромового декора, имитации воздухозаборников, хромированые
колесные диски. При этом подвеска, трансмиссия, тормоза muscle-cars в
целях удешевления заимствовали у своих прототипов (часто, обычных
семейных седанов). В частности, тормоза были как правило барабанные
спереди и сзади, что отрицательно сказывалось на безопасности
автомобиля.
«fullsize muscle car» или полноразмерный маслкар
«Хотя буквальное определение касается лишь среднеразмерных
автомобилей, на самом деле, заряженные среднеразмерные автомобили не
появлялись до 1964 года. До этого производители предпочитали брать
готовый полноразмерный автомобиль и придавать ему дополнительный
performance. Поэтому, ранние заряженные версии полноразмерных
автомобилей так же обычно считаются muscle-cars».
Примеры: Chrysler 300 (начиная еще с пятидесятых годов), Chevrolet
Impala (только с приставкой SS — Super Sport), Ford Galaxie (с
двигателями от 6,4 литров рабочего объема), Dodge Coronet (только
версия R/T, то есть «Road and Track»). Прародитель полноразмерных
масл-каров — Chrysler 300. Схожие классы автомобилей
К muscle-cars вплотную примыкают т. н. «pony-cars». Эти машины
отличаются меньшими размерами (по американским меркам того времени,
«компактные» автомобили, длиной 4,5-5 метров). Типичные представители:
Mustang, Chevrolet Camaro, Plymouth Barracuda до 1970 года, Dodge
Challenger. Мощные версии этих машин машины часто называют «compact
musclecars» — то есть «компактные маслкары».
От musclecars следует также отличать похожие на них, часто столь же
мощные, но значительно более дорогие «personal luxury cars» и
двухместные спортивные автомобили. Эти классы обычно полностью отдельно
разработаны производителем в отличие от muscle car.
Выпускались пикапы на базе muscle car: Ford Ranchero, GMC Sprint, GMC Caballero, Chevrolet El Camino и другие. Технические детали
Muscle-cars были достаточно традиционными в техническом отношении.
Все он были заднеприводными, классической компоновки. Двигатели имели
простейшую конструкцию: как правило чугунный блок цилиндров, два
клапана на цилиндр с приводом толкателями, один распредвал в развале
блока цилиндров, карбюраторное питание (обычно ставилось больше одного
карбюратора — два-три, редко четыре, часто использовались
четырехкамерные карбюраторы). Выделялись по своей конструкции лишь
моторы семейства HEMI производства Крайслера, они имели полусферические
камеры сгорания, что давало дополнительную мощность. Рабочий объем
двигателей к семидесятым годам вырос до 7-7,4 литров при мощности около
450 л.с. Такая мощность достигалась за счет двух факторов: огромные
рабочие объемы, высокая степень сжатия (до 12-13:1) и применение
этилированного бензина с высоким октановым числом.
Некоторые двигатели использовали систему ram air на впуске:
специальный воздухозаборник (обычно на капоте), полость которого была
герметично соединена с впускным коллектором двигателя. На небольшой
скорости система служила для подачи в двигатель холодного воздуха
вместо горячего из моторного отсека, что улучшало смесеобразование и
немного поднимало мощность. На большой скорости набегающий поток
воздуха создавал в воздухозаборнике повышенное давление, и система
работала как примитивный инерционный наддув. Однако, из-за повышенного
уровня шума производители от этого отказались.
Коробки передач могли устанавливаться как механические (3 или 4
ступени), так и автоматические (2 или 3 ступени). АКПП были настроены
на более быстрое переключение, чем штатные версии для обычных машин.
Что касается конструктивных деталей шасси, большинcтво musclecars
имели пружинную (фирмы Крайслер — торсионную) бесшкворневую подвеску
спереди на двух поперечных рычагах и рессорную или пружинную зависимую
сзади.
Главными проблемами масл-каров была тормозная система и плохая
управляемость. Особенно плохо с этим было на небольших моделях
(Dodge-Hurst Hemi Dart 1969 г.). Двигатели были настолько большими, что
занимали все свободное место в моторном отсеке «компактных» машин, не
оставляя места ни под гидроусилитель руля, ни под вакуумный усилитель тормозов (источник).
Закат musclecars
Маслкары представляли большую опасность в руках молодых и неопытных
водителей. Просуществовав почти ровно десятилетие с 1963 по 1973 годы,
достигнув расцвета в начале семидесятых, после топливного кризиса 1973
года, резкого ужесточения законодательства относительно безопасности и
экологичности транспорта, роста в обществе опасений по поводу растущего
числа погибших в автомобильных авариях, значительного роста страховых
ставок для молодых водителей и мощных автомобилей уже к 1974 году
осталось минимальное количество «маслкаров». Последний мощный muscle
car (1973—1974) — Pontiac Trans Am SD455. Теперь muscle-cars, когда-то
считавшиеся обыденными и недорогими автомобилями, стали предметом
коллекционирования, а некоторые экземпляры, по стоимости конкурируют с
европейскими суперкарами.
Кстати, термин muscle-car родился только в конце семидесятых, когда
эти автомобили стали по американским меркам антикварными среди
коллекционеров. До этого их обычно называли «supercars» или вообще
никак не выделяли, просто упоминая марку и модель.
|